вторник, 26 марта 2013 г.

"И Страсбурга пирог нетленный..."


Начать мою новую рубрику "Книги Гурмана"
я решила отрывком из "Евгения Онегина" :

Глава первая, XVI :

Уж тёмно: в санки он садиться.
"Пади, пади !"-раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин.
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы бризнул ток,
Пред ним roast-beef окровавлённый,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.


Перечитывая в этом году "Онегина",  мне захотелось узнать поподробнее об этом Страсбургском пироге. Во французкой версии романа эта строчка переведена как "l'immortel pâté de Strasbourg" (бессмертный Страсбургский пирог).
Сначала я спросила у друзей и семьи, знакомы ли они со Страсбургским пирогом ?
И все мне ответили : нет.
"Для чего-то "бессмертного" не очень оптимистический ответ"- подумала я про себя ;)

Продолжая свои поиски, я нашла объяснение :
Теперь этот пирог называется очень просто : Закрытый пирог с фуа гра 
(Pâté en croûte de foie gras).

Pâté de foie gras

Пирог действительно родился в Страсбурге в середине 18го века, благодаря повару Маркиза де Контад, французского маршала.
Повару пришла хорошая идея приготовить фарш из телятины, добавить кусочек фуа гра и окружить всю мясную начинку тестом, которое становится нежно хрустящим после выпечки.
Таким образом, разрезая пирог на порционные кусочки, можно видить красивый "медальон" из фуа гра в середине.
А в 19м веке этот пирог приготавливался для новогодних праздников.

Как свидетельствуют строчки Пушкина, пирог стал популярным не только во Франции, но и в России :)









29 комментариев:

  1. Никогда не пробовала такой пирог!Внешне похож на английский "порк пай")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия, а вот про англицкий "порк пай" прошу поподробнее ;)

      Удалить
    2. Татьяна, внешне выглядит так же, только внутри вокруг жирной свинины, вместо этого кругляшка, воткнуто, вареное яйцо!Вкус на любителя, муж любит)))Я нет(((
      Вообще на твой сайт приходить опасно, дружочек мой!!!Обильное слюнотечение и аппетит разыгрывается не на шутку...пошла на кухню:))))

      Удалить
    3. Прочитала в комментарии про яйцо и вспомнила, что моя мама когда-то запекала мясные рулеты к Рождеству: формировала рулет из свиного фарша внурь клала вареное яйцо, сверху посыпала тмином и во время выпекания поливала соком, который выделялся из рулета. Яйцо в таком рулете, по моему, играло чисто эстетическую роль при нарезке и сервировке. )
      Весь смак был в фарше.

      Удалить
    4. Анастасия, спасибо за объяснение. Очень надеюсь, что на моём блоге ты сможешь найти рецепты по душе ;)

      Татьяна, я тоже помню, мы делали такие "гнёздышки", только тмином не посыпали :)

      Удалить
    5. Татьяна Мазур, так вы озвучили рецепт английского "порк пая")))

      Удалить
    6. Таня, у нас эти рулеты были по толщине как у тебя на фото и длиной на длину протвеня. На один протвень мама выкладывала их несколько штук.

      Anastasia Svr у нас, в Западной Украине, такие рулеты почему-то назывались "заяц". ))) У вас как-то логичнее:порк-свинья.

      Удалить
  2. Ничего себе пост - и поэзия, и вкуснятина! Съела бы кусочек с удовольствием)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да,Танюша, потянуло меня на поэзию...Может, потому что вроде бы как весна (хотя бы календарная ;)) ? ;)
      Вот я как натренируюсь этот пирог делать сама, приезжай на дегустацию :)

      Удалить
  3. Из "Онегина" помню лишь :
    "...я вам пишу чего же более,
    что я могу еще сказать,
    теперь, я знаю, в вашей воле
    меня презреньем наказать...." ну, и так дальше... (недавно своим студентам его читала полностью, в лирическом отступлении от занятия, чем вызвала немалое удивление оных:))) )
    А всю поэму читала еще то время, когда для меня были более важными чувста Татьяны к Онегину, а на кулинарию, не обратила ни малейшего внимания...:))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, я "Онегина" перечитала в этом году, после того, как сходила на оперу :) Я была в таком восторге !
      И вот результат : перечла роман и заодно пометила кулинарные моменты ;)

      Удалить
    2. У меня тоже так бывает, когда что-то старое перечитываю, замечаю какие-то детали упущенные по-молодости )
      Bonne soirée )

      Удалить
    3. Татьяна, а ещё, когда перечитываешь книгу в зрелом возрасте, то совершенно другие впечатления охватывают ! И иногда начинаешь любить героев, к которым раньше был равнодушен ;)

      Удалить
  4. Таня, да ты не только гурман, ты историк и литератор!!!

    Удивительный пост!!! И строки из моего любимого Онегина и история страсбурского пирога!

    Закрытый пирог с фуа гра... Вот теперь я узнала как он называется.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Kaya, спасибо :)
      Я тоже очень люблю "Онегина". Мой любимый роман Пушкина :) Может, потому, что героиня тоже Татьяна ;) ?

      Удалить
  5. Таня, браво! И поэзия и кулинария - два в одном! Ты просто гений!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла, спасибо большое :)
      Я рада, что пост Вам понравился :)

      Удалить
  6. Хорошо, что в середину не засунули рыбу! :) Я никак не могу есть блюда, в которых мясо и рыба одновременно.
    Anastasia Svr права, pork pie напоминает. Специфический английский фарш, окруженный песочным (или типа него) тестом. Вкусно, но очень калорийно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, а мне ещё не доводилось попробовать мясно-рыбную начинку ;)

      Удалить
    2. Да китайцы любят часто свинину и креветки в одном блюде мешать. Или в испанской паелле тоже... А еще как-то помню, в советсвие времена в ресторане "Белый лебедь" города Донецка нам подавали борщ с рыбой!!! До сих пор помню, это был для меня шок! :) Не уха, не рыбный суп, а именно борщ с рыбой!

      Удалить
    3. Ой, и точно ! В паэлье и креветки, и курочка ! Но как я это блюдо люблю ! Мы однажды устроили паэлью-парти в нашем саду ;) А паэлью нам сделала моя коллега-испанка ;) Вкусно было !

      Удалить
  7. Таня,как романтично!высококулинарный штиль поэзии...вот что значит гениальный поэт,через столетия вдохновляет людей на изыскательские подвиги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. lavanda,
      Пушкина я перечитываю регулярно. И всегда с большим удовольствием.

      До встречи :)

      Удалить
  8. Невероятно...
    Таня, чтобы так, слово в слово совпало
    предсказание Пушкина в твой адрес
    Мистика

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЧУМработница,

      Я тоже в БОЛЬШОМ удивлении !

      :)

      Удалить
    2. Tatiana, и всё-таки как он в женщинах разбирается, да?:-)

      Удалить
    3. ЧУМработница,

      Он был талантлив во многих сферах ;)

      Удалить
    4. Так я ж и говорю: и в Татьянах, и Натальях разбирался. Талант!:-))

      Удалить

Спасибо за Ваш визит и Ваш комментарий :)